Monday, January 23, 2006

Китай на одной странице

Вначале я попал в мексиканское царство: LAX - аэропорт в смысле обитателей - вполне мексиканизированное место ("аттенцион сенъёрос пасахерос"). После чистенького набитого электроникой аэропорта Сиэтла LAX выглядит вполне туземно. Потом я перешел в родной до боли терминал Тома Бредли и попал в китайское царство: очередь на регистрацию. Потом я попал в японское царство: зашел в один из двух местных японских ресторанов (в тот, куда я забрел почти ровно лет семь назад отъедаться после по ошибке взятых суши). Потом вышел на воздух и наткнулся на трех русских: они курили и что-то говорили про "бабло". Я обошел их стороной.
И все это в пределах одного аэропорта. Он, правда, огромный... Я в поисках багажа по ошибке завернул не в тот терминал и потом из него выбирался минут 20. Хорошо, что я в аэропорту неплохо ориентируюсь, а то бы я тут сгинул без следа.

На стенке увидел дефибрилятор в шкафчике типа как для огнетушителя: разбить стекло, достать, употребить. Через каждые примерно 100 метров - три терминала для выхода в интернет. Кое-где есть телефоны для глухо-немых.
Появился, правда, и идиотский загончик для проверки багажа улетающих: пришлось отстоять лишнюю очередь.

....
Зарегистрировался. Оказалось, что самолет летит в Пекин через Шанхай. Там я тоже еще не был... Но, в общем, лучше бы напрямую как-нибудь...
Сижу на улице, пишу письмо. Явно был дождь: дорога мокрая, на стеклянных крышах - капли.
Позвонила Наталья Лазарева: я ей попенял на отсутствие солнца. Зашел в аэропорт, подключился к розеткам: заряжаюсь, готовлюсь к полету. В Китае будут другие розетки и другое напряжение. Рядом пристроились армяне: армянский я уже тоже узнаю. Объявили посадку в Калахари. С ума сойти!

Китайцы низкорослые: очередь из них не загораживает перспективы. На своем языке чирикают забавно, но непонятно. Хотя, "спасибо" я уже различаю. Оба произношения.

....
Я зауважал А340: никогда на нем не летал, а тут прямо понравилось. Больше всего понравились розетки в сидениях. Еще удивила видеокамера на хвосте самолета: очень развлекает видеть по телевизору свой самолет со стороны. Как едет, как рулит, как летит. Земля в иллюминаторе. После взлета всем раздали по несессеру: тоже забавно.
Пока что китайцы мне нравятся. Телевидение - вполне продвинутое. Телесериалы веселенькие, в стиле "Full House": валяют дурака и смеются. Лица добрые.

....
Шанхай. Здание аэропорта архитектурно напоминает аэропорт Шарля де Голля, но по площади сильно больше. Сравнения в голову не приходят, но я обратил внимание, что мы ехали вдоль здания минут пять на приличной скорости.

Наш самолет опоздал, а рейс на Пекин уже улетел. Ночь, аэропорт с наклонными стенами. Нас селят в отель. Если заменить Пекин на Мадрид, а Шанхай на Париж, то такое со мной уже случалось.

Hunan Hotel: вполне продвинутый, но дешевизна чувствуется. Музыкальная тумбочка, тапочки в пакетике, телевизор JinXing, зубные щетки в ванной. На стене в ванной - телефон. В лобби - какие-то вазы, зеркальные столбы, картины на досках. Над лифтом - стилизованный под старину барометр с термометром. Вечером показывал тепло, а утром показал что-то типа конца света с дождем. Средненький отельчик. Чистенький, красивенький, но средненький.

....
Внутри Китая по-английски говорят редко. Учу китайский. Сие-сие.

Китайцы в целом мне понравились: скажем так, я их одобрил. Познакомился с одним китайцем и одним малайцем. Прямо как у Аркадия Северного: "С добрым утром, тетя Хая, вам посылка из Шанхая. А в посылке - три китайца, три китайца, два малайца".В Шанхае понравились хайвэи: они сооружены так, чтобы не мешать, то есть - высоко. Развязки улетают куда-то в небо: в какой-то момент времени дорога пролетала над девятиэтажками.
Много трех-пятиэтажных зданий. Не сильно плотно, но много. Есть красивая башня - местная достопримечательность, но времени на нее нет. Перенаселености не видно, сколько ни искал: видно много больших пространств, равнина, деревья. В городе - царство Фольксвагенов. Полиция ездит на Мицубиси. Машины после Штатов кажутся компактными: китайцам, похоже, не нужно много персонального места.
На внутренних рейсах, похоже, летают в основном Боинги.

Шанхай - город туманов. Теперь понятно, почему рейсы задерживаются...

....
Пекин
Совершенно безумное движение - просто звездные войны. Правила движения, видимо, есть, но они неочевидны. Главный на дороге - водитель, поэтому, если тебя сбило при переходе - сам виноват. "Кто умер - тот и проиграл". Из автомобилей добавились Хёндеи, Мазды и Ситоены.
Пекин на первый взгляд напоминает Москву где-то 1993 года. На периферии много серых блочных домов, застекленные заставленные балконы, кондиционеры, многоэтажки, пыль. Вместе и рядом с этим - навороченные строения, много внутренней энергии, открытость.Grand Hyatt ("грандо хайятто") уровня Рэдиссон-Славянской. Лобби, бизнес-центр и сервисы - очень современные. Подземные бассейн и сауна. Ресторан на втором этаже, живая музыка, вертикальный фонтан.

....
За пределами отеля никто не говорит по-английски. В пределах, впрочем, тоже не все так просто. Единственный китаец, изумительно говорящий по-английски, встретился в мелком магазинчике - он торговал игрушками. Болеет за Phoenix Suns, по именам знает многих игроков NBA. Я его порадовал знанием звезд китайского билиарда. Хотел было поговорить про Джонни Нгуена, но вовремя вспомнил, что он вьетнамец.

По дороге в офис - Джекки Чан на рекламах, похоже, у него ресторан в Пекине.

Я удивил корейских вендоров знанием корейской кухни, Digital Dance Revolution и хорошим владением палочками. Почему-то больше всего они зашиблись именно по DDR - кто бы мог подумать... Оказывается, в Корее есть мастера, танцующие на двух площадках одновременно. Интересно было бы посмотреть...

Восемь в Китае - счастливое число. Все цены с восьмеркой. Два сувенирчика стОят 38 рандов. Дал 40 - дали 5 сдачи.
Дорогие автомобили встречаются, хотя, не совсем понятно, почему.

Китайское фондю: угли, кипящая вода, сладкий соевый соус. С соусом пошла рыба и лапша. Говядина, рыба, птица и ягнятина - как-то не. Фрукты. Меню - только на китайском. Официант с труднопроизносимым именем - очень доброжелательный. Безуспешно учил чехов есть палочками.

Вендоры из Китая, Тайваня, Кореи и Японии. Иичи - настоящий самурай: спокойный и хладнокровный. Наоко с большими японскими глазами. Кивала головой, когда я объяснял Ондрею правила японской грамматики на примере имени Ютака (оно же - Тойо). 110 миллионов японцев на довольно маленьком острове - сочувствую.

....
За поворотом неонового Арбата - неоновый же уличный рынок типа барахолка: ловушка для туриста. Торговля всем. Сяо Линь. Линь-линь-линь (колокольчик).

Могут продать все, что угодно. Если видят, что не покупаешь - кричат "Чипа, чипа!" Хорошо, что я натренирован: бедный Ондрей, забредший туда, купил все, что ему предлагали, и потом не мог понять, зачем он это сделал. То же самое случилось с Иичи: наслушавшись моих рассказов, зашел туда и потом смущенно говорил, что он там накупил всякого барахла, будучи не в состоянии отказать торговцам. Тебя хватают за руку, тянут, кричат.

Диалог с Сяо Линь:
- "А вот - статуэтка, Счастливый Будда! Продам дешево."
- "Да, мне это не надо..."
- "ПОЧЕМУ?" (удивленным тоном, с широко раскрытыми глазами).
По степени безумия диалоги напоминают диалоги с цыганами на толкучке в Томске: "Смотри, какая цепочка! Сам за 190 купил, только тебе отдам за 160".

Сяо Линь, так держать! Я предложил Якубу засылать на рынок менеджеров - практиковаться.
Погремушки, карты с Саддамом, солдатики, шахматы, чайные наборы, маски, рисунки, фарфор, бронзу, шелковые платки, расшитую одежду. Меч для учебного боя я купил: Андрюша порадуется - такого в Штатах просто не бывает. Бронзовую статуэтку в коллекцию и тарелку с китайской стеной Ирине.
Сильно хотел найти, где продают каких-нибудь жареных скорпионов, но не нашел. Нашел осьминогов на шампуре: ну, тоже ничего.
Детский мир - большой, внимательный, внезапно переходящий в ювелирный отдел. Я бы его ни за что не нашел, но зашел погреться... Хорошо, что зашел.

....
Прохладные вечера, снег с утра. Последний снег - 20 января. Вот откуда они знают, что он последний?

....
Зи Ю организовал поход в императорский ресторан - безусловно, событие всей поездки: улица фонарей, китайская опера, человек с сотней лиц, девушки на колодках с цветами на голове - зеленые только подают чай, желтые только улыбаются, красные подают блюда. Бордовые ходят с беспроводными iPAQ-ами и принимают заказы - они тут явно главные. Актеры с разрисованными лицами и привязанными бородами - китайская опера. Разбудит мертвого - легко. По внезапности гармонии обгоняет джаз на пару порядков. Гарды в барсучьих шапках с киверами, хором желающие удачи. Огромный сад с фонариками, светящимися статуями и подсвеченными деревьями.
Меню выполнено в виде канонической книги - на палочках, свернуто в рулон. Зи Ю минут 20 разговаривал по-китайски с официанткой (или кем там она приходится): что-то заказывал. Потом повернулся ко мне и спросил: а ты что будешь?

Ласточкины гнезда - деликатес, суп из них стОит около 100 долларов. Бамбук, бараньи мозги, верблюжья губа. Зи Ю сказал, что в принципе китайцы едят все. После того, что я увидел, я в это верю.

Туалет в другом здании: нужно выйти на морозный воздух, обойти небольшой пруд с огоньками, и ты - там.

...
К вечеру кровь движется только под действием силы тяжести.

....
Цены. Многое - даром, денег не берут. Такси, везущее тебя по городу в течение часа - 5 долларов. Таких цен не бывает... Интересно, сколько у них стОит бензин.
Ровные дороги и разбитые тротуары.
Китайцы пашут. Пашут, пашут, пашут. Пекин - муравьиное царство.

....
Галерея
Мастер и ученики. Две мастерские на весь Пекин. Техника китайского рисунка - тушь, шелк, акварель, масло, рисовая бумага, холст. Художница (Линда, настоящее имя непроизносимо) рисует "новый стиль": эмаль, печати.Все на рисунках что-нибудь символизирует: Феникс и Дракон - жена и муж, лошадь - счастье, опавшие цветы у ног - разбитые сердца, богомол - смелость. Иероглиф "счастье" - симметричный. Счастье для двоих.
Все котята на рисунках мастеров - испуганные, цыплята - воинственные. В общем, бездна символизма.

....
Веер из сандалового дерева и чай я купил в совершенно неожиданном месте: в молле, спускаешься вниз, сворачиваешь в какой-то закуток и оказываешься на три века назад. Похоже на улочку, забитую магазинами. Линда сказала, что это - очень традиционный способ группировать магазины. Шелк, чай, игрушки, сувениры.
В молле - дешевая и навороченная электроника в одной свалке, цены в Юанях (Рандах). Кредитные карточки принимают. Покупать надо жестами.

Полиции много, и все занимается своим делом: регулируют движение, стоят около офисов и на обочинах дорог. Даже на взлетной площадке в аэропортах. Не видел, чтобы кого-то останавливали на дорогах, но периодически сигналят и что-то говорят водителям в громкоговорители. Водители, кажется, что-то отвечают, но как-то себе под нос.
При всем бардаке на дорогах - ни одной аварии. Понять это невозможно.

....
Три интенсивных дня: встречи, презентации, знакомства. Кухня северного Китая, кухня южного Китая. Зи Ю с круглым лицом - плохо говорящий по-английски, но очень старающийся все рассказать и объяснить. Ронит из Южного Китая - лицо вытянутое - время от времени переспрашивала Зи Ю и переводила, что он ответил. Пирог из китайской груши - тертая груша, уроненная в кипящее масло. Чай для пирога из груши.

Чай - разный, много и везде. Чай для китайской оперы - чтобы энергия "опускалась". Чайный магазин - огромный, с банками, пакетами, упаковками, кирпичами, дисками, шариками из чая.

Тай Чи Цюань в парке. Можно вставать рядом и повторять - занимающихся это не волнует. Тянь-Ань-Мэнь: огромная площадь, через которую непрерывно движется поток автомобилей и велосипедистов.
В молле встретился родной Старбакс: наладонника с собой не было и выяснить, есть ли у них беспроводной интернет, я не смог. В местной газете прочел статью про то, что KFC, лидирует на рынке фаст-фуда за счет добавления в меню местных блюд. Я проходил мимо Макдоналдса - он тоже не пустует.

....
Выучил довольно много китайских слов, с неплохим произношением. Остальные слова либо не запоминаются, либо не произносятся как надо. "АИ" - это "алё" по телефону.
Международный аэропорт без излишних наворотов. На стенах и рекламе - эмблемы Олимпийских игр 2008. Готовятся постепенно. Не знаю, что они будут делать с дорогами, уже сейчас по вечерам - пробки.

Последний день был целиком про новые технологии в документации и машинный перевод. Ронит меня убедила в том, что надо попробовать (тем более, что это бесплатно). Иичи, который об это уже бился лбом, скептически отнесся к происходящему. Я, впрочем, тоже.

После окончания последней сессии Вольфганг с Ронит неожиданно начали танцевать какое-то сложное тангообразное. Соня предложила заняться аэробикой. Я предложил сфотографироваться: предложение прошло. Позвали девушку из приемной и были ей много фотографированы.

В последний день прилетела Вера, познакомились с ней за завтраком.

....
По дороге назад встретил двух попутчиков, с которыми летел в Пекин: один - кантонец, его китайское имя неизвестно, по-английски его зовут Брайан и китаянка Фэй из Сакраменто. Брайан при посадке где-то затерялся (он должен был по плану сидеть позади меня), а Фэй сидела через проход. Время от времени у нее в голове что-то поворачивалось и она начинала говорить слова о косметике.
Или о шоколаде.

No comments: